Заключение по итогам экспертизы проекта федерального закона № 974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

05.10.2020

Уже давно назрела необходимость совершенствования законодательства в сфере  урегулирования природопользования и земельно-имущественных отношений в границах населенных пунктов, включённых в состав особо охраняемых природных территорий, с целью минимизации социальных конфликтов.

В силу различных причин,  наибольший резонанс эти конфликты получили на ООПТ федерального значения и, в первую очередь – в национальных парках. Основная причина этих конфликтов - положения законодательства, существенно ущемляющие интересы граждан.

Для решения этих проблем необходимо принять закон, которым внести изменения в пять Федеральных законов: «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ.

Предложения по внесению изменений в вышеуказанные законодательные акты неоднократно рассматривались Общественной палатой Российской Федерации, и хотя в результате этих обсуждений пока не выработано общее единое мнение, многие инициативы, предоставленные Степаницким Всеволодом Борисовичем, WWF, Региональным отделением ОНФ в Московской области и другими лицами включают в себя большое количество рациональных предложений.

Изменения действующего законодательства должны касаться упразднения ряда ограничений, действующих в границах населённых пунктов, включенных в состав национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий:

1) внесение изменений в статьи 6 и 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части установления прямого запрета на изъятие земель государственных природных заповедников и национальных парков;

2)  внесение изменений в статью 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части отмены:

- запрета на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах населённых пунктов;  

- согласования  с Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов в  границах национальных парках и их охранных зон;

3)   внесение изменений в статью  51.1 Градостроительного кодекса РФ в части отмены обязательности рассмотрения в Минприроды России уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства; 

4)   внесение изменений в статью  51 Градостроительного кодекса РФ в части отмены требования о получении в Минприроды России разрешения на строительство, реконструкцию и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в населённых пунктах;  

5) внесение изменений в статью 27 Земельного кодекса РФ в части отмены запрета на приобретение земельных участков в собственность в пределах земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, включённых в состав ООПТ в границах  населённых пунктов, имеющих установленные границы;

6)  внесение изменений в статью 11 Федерального закона  «Об экологической экспертизе» в части отмены требования обязательности проведения государственной экологической экспертизы  для социально значимых объектов капитального строительства, в границах населенных пунктах, расположенных на ООПТ.

Проанализировав предложенный проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект закона), следует отметить, что он не избавляет  граждан  от  лишних бюрократических проволочек при принятии решений, но в то же время значительным образом ослабит существующие природоохранные режимы национальных парков.

Статья 1 Проекта закона

Предложенное дополнение п.2.1 ст.12 противоречиво и неудобопонимаемо:

«2.1. Земельные участки в границах населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национального парка, не изымаются из оборота, если в отношении указанных участков не могут быть установлены иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством и не связанные с вхождением указанных земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий, и могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность при соблюдении нижеследующего условия:

- в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах такого населенного пункта.

Земельные участки, указанные в настоящем пункте, передаются в порядке, установленном земельным законодательством.» 

Во-первых, из первой части предлагаемого пункта ясно, что это земли особо охраняемой природной территории – национального парка, а дальше нет четкой формулировки:  «не изымаются из оборота, если в отношении указанных участков не могут быть установлены иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством…». 

Если это ООПТ – это уже установленные ограничения. Земельные участки, которые входят в территорию национального парка не все передаются в федеральную собственность учреждениям, осуществляющим управление национальным парком (так как допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников). 

Пунктом 3 статьи 12 действующей редакции Закона  «Об особо охраняемых природных территориях» запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 - «не изымаются из оборота» (не ясно, изымаются из «оборота» ООПТ или «оборота» населенного пункта);

- «иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством» (не ясно, какие «изъятия»; ограничения могут устанавливаться не только земельным законодательством, а также  природоохранным, по охране культурного наследия, Федеральным законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» и т.п.);

- «не связанные с вхождением указанных земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий», они уже входят в ООПТ(!), или возможно авторы имеют в виду включение земель в особо охраняемую зону национального парка? 

Если нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному,  ее нужно объяснять, то это явный коррупционный фактор. 

Изменения в  пункт 1 статьи 14 

«1. Создание национальных парков, расширение территорий национальных парков, изменение границ национальных парков, исправление технических ошибок в определении границ национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Предложения, касающиеся изменения границ национальных парков, исправления технических ошибок в определении границ национальных парков, расширения территорий национальных парков, подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.».

«Изменение» границ национальных парков включает в себя понятие «расширение», в то же время понятие «изменение» не применялось и не должно применяться, чтобы исключить законную возможность уменьшения территории национальных парков. 

На основании сказанного считаем, что внесение предложенных изменений в п. 1 ст.14 НЕДОПУСТИМО.

Внесение изменений в пункт «г» пункта 2 ст.15.

«г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;».

Ссылка на пункт 2.1. статьи 12 Проекта закона некорректна, на основании вышеуказанных замечаний нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному, это явный коррупционный фактор.

Внесение изменений в пункт 3 статьи 16 

«после слов «осуществляющим управление национальными парками, за исключением» дополнить словами «земельных участков, указанных в пункте 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона,».

Ссылка на пункт 2.1. статьи 12 Проекта закона некорректна, на основании вышеуказанных замечаний нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному,  это явный коррупционный фактор.

Статья 2 Проекта закона

Учитывая, что не могут быть приняты предложенные Проектом закона изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации  не может рассматриваться.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Открыта «горячая линия» Мониторинговой группы по контролю за соблюдением прав  человека нынешней властью Украины по отношению к гражданам  Российской Федерации, проживающим в Крыму

Государственная поддержка ННО
Мнения
Пожелания крымчан – главный ориентир в работе Общественной палаты Республики Крым на 2021 год Пожелания крымчан – главный ориентир в работе Общественной палаты Республики Крым на 2021 год
Александр СИБИЛЕВ
В новейшей истории Республики Крым начинается очередной год ее успешного пребывания в составе Российской Федерации. Каким он будет для Общественной палаты нового состава?
Члены ОП РФ прокомментировали темы, поднятые во время большой пресс-конференции Президента России Члены ОП РФ прокомментировали темы, поднятые во время большой пресс-конференции Президента России
Иван Абажер – член Общественной палаты России от Крыма, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК выразил свое мнение по проблеме водоснабжения Крыма.
Все мнения