В Общественной палате Республики Крым было проведено обсуждение проекта федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации». В работе приняли участие члены комиссии Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов и представители ОНК Республики Крым.
В ходе осуждения было отмечено следующее. Законопроект подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации. Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях развития механизмов эффективной ресоциализации лиц, подвергшихся уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, реабилитации и интеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в общество.
Положениями проекта федерального закона предлагается создать единую систему пробации в Российской Федерации, представляющую собой совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере пробации, определить правовые, организационные основы деятельности органов, полномочия и обязанности учреждений и организаций, порядок взаимодействия органов, осуществляющих пробацию, с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, общественными организациями, а также установлены принципы и меры социальной адаптации и социальной реабилитации категории лиц, в отношении которых они могут применяться.
При этом координирующей функцией в сфере пробации будут наделяться уголовно-исполнительные инспекции.
По мнению участников обсуждения, законопроект приводит к достижению обозначенных в пояснительной записке целей, его нормы позволяют обеспечить решение проблем, связанных с ресоциализацией и социальной адаптацией освободившихся осужденных.
Отмечено, что данным документом предлагается создание структуры, призванной работать с освободившимися из мест заключения бывшими осужденными, в том числе в оказании им помощи в поиске работы и решении других социальных вопросов.
В соответствии со статьей 57 законопроекта в целях предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и срочных социальных услуг лицам, в отношении которых применяется постпенетенциарная пробация, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, коммерческими и некоммерческими, в том числе религиозными организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также иными индивидуальными предпринимателями могут создаваться центры социальной адаптации. Аналогичная норма закреплена и в п.7 статьи 45, где указано, что органы государственной власти субъектов РФ могут создавать подобные центры. Такое право закреплено и за органами местного самоуправления (п.2 статьи 46 законопроекта). Кроме того, пунктом 1 статьи 53 предусматривается направление лиц, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию, в центры социальной адаптации.
Необходимость создания специальной системы по работе с освободившимися осужденными, не входящей в систему ФСИН, назрела давно. Согласно данным ФСИН, примерно треть из отбывающих наказание в колониях, попадают туда в третий и более раз.
Само собой разумеется, что на проведение данных мероприятий потребуется достаточное финансирование (строительство центров, их содержание, оплата труда работников центров и т.п.), при этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что принятие данного законопроекта не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменений финансовых обязательств государства.
Нормы, регулирующие вопросы финансирования направлений этой деятельности (поскольку правом на учреждение таких центров обладают и органы гос.власти субъектов и органы местного самоуправления) отсутствуют, что не соответствует тому объему полномочий, которые возлагают на органы государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного Общественная палата Республики Крым поддерживает предложенный законопроект при условии урегулирования в нем вопросов финансирования по деятельности центров социальной адаптации, иначе данные предписания будут не выполнимы для органов власти и местного самоуправления.