Заключение общественной экспертизы к проекту Закона Республики Крым № 2-48/30-10д «О свободе совести и религиозных объединениях»

24.12.2015

Ознакомившись с Проектом Закона Республики Крым «О свободе совести и религиозных организациях», представленном для обсуждения в Общественную палату РК, следует отметить, что основной задачей авторов являлось дополнить Федеральный  закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях" статьями с учетом особенностей федерального округа. В то же время, положения данного Закона не могут противоречить как Конституции Российской Федерации, Республики Крым, так и упомянутому выше закону.

Федеральное законодательство достаточно подробно регламентирует функционирование религиозных организаций в рамках государства. Поэтому принятие аналогичного закона в Республике Крым фактически не внесет каких-либо принципиальных изменений в данной сфере конфессионально-государственных отношений и в целом малоэффективно. В то же время, сам Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", равно как и сопутствующие ему законодательные акты, как например, федеральные законы "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или в муниципальной собственности", «О некоммерческих организациях», «О совершенствовании механизма контроля за деятельностью религиозных организаций с иностранным финансированием» и др., требуют совершенствования. Особенно ярко это видно в условиях Крыма, где этнические и религиозные сообщества формировались веками и играют важное значение в развитии региона. Где от продуманной государственно-конфессиональной политики во многом зависит мир и спокойствие. Более того, отсутствие юридического закрепления значения терминов, связанных с деятельностью религиозных организаций, также создают проблемы с однозначным пониманием действия статей в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Таким образом, представленный к обсуждению Проект Закона Республики Крым «О свободе совести и религиозных организациях», не сможет выполнить должным образом поставленную задачу. Оптимальным, на наш взгляд, является не принятие нового регионального закона, а разработка предложений и инициатива в части совершенствования Федерального законодательства с учетом особенностей Республики Крым.

Тем не менее, проведя анализ Проекта, представленного к обсуждению, учитывая, что нам необходимо обсудить именно его содержание, предлагаем внести следующие изменения и дополнения, которые будут, на наш взгляд, способствовать его качественному улучшению в рамках действующего Федерального законодательства.       

1. В Преамбуле, абзац 2 :

Текст «- осознавая цивилизационное и сакральное значение Крыма в исторических судьбах России» не имеет отношения к юридическому акту, а скорее отражает некую политическую точку зрения. Поэтому предлагается данный пункт заменить на:

«- осознавая важную роль религий в формировании исторического и культурного наследия многонационального населения Республики Крым» или на стандартные варианты близкие к аналогичным законам субъектов Федерации: «-уважая христианство, ислам и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического, духовного и культурного наследия народов Республики Крым» или «осознавая важную роль религий, составляющих неотъемлемую часть исторического, духовного и культурного наследия народов Республики Крым».

2. часть 1 статьи 2

«Республика Крым - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» - фактически дословно копирует часть текста ст. 4 Федерального закона.

В таком случае есть смысл изложить ее полностью дополнив предложением: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

 

3. часть 3 статьи 2

«Органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления содействуют достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания на территории Республики Крым, вправе образовывать органы по связям с религиозными объединениями».

Бесспорно это важный пункт, позволяющий создать структуру, концентрирующую все сведения о деятельности религиозных организаций в Республике, корректировать работу государственных и муниципальных учреждений в направлении соблюдения прав на свободу слова и религиозных организаций. В то же время, учитывая рост числа новых учений, проблем, возникающих в данной сфере и требующих их профессионального разрешения, статью предполагается дополнить следующим текстом: «…инициировать создание общественных консультативных и экспертных советов». Это позволит более активно привлекать общественные организации, специалистов к разрешению проблем в части государственно-конфессиональных отношений.

 

4. часть 5 статьи 2

«Должностные лица органов государственной власти Республики Крым, других государственных органов и органов местного самоуправления не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

Данная статья не решает проблемы и открывает возможности руководителям государственных учреждений и организаций (директорам учебных заведений, медицинских учреждений, государственных предприятий и пр.) фактически использовать свое влияние на пропаганду религиозных взглядов. Поэтому мы сочли бы полезным после слов «… местного самоуправления», статью дополнить следующим текстом: «…а также руководители государственных учреждений и предприятий».  

Изложить в следующей редакции:

«Должностные лица органов государственной власти Республики Крым, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководители государственных учреждений и предприятий, не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

 

5. часть 9 статьи 2

«На территории Республики Крым запрещается вмешательство политических партий в деятельность религиозных организаций».

В то же время, как известно, религия может использоваться в политических целях самими организациями в названиях, в изобразительных символах, участием в религиозных обрядах и пр. Поэтому, учитывая, что термин «религиозный символ» в философском понятии имеет широкое значение, предлагаем статью дополнить следующей фразой: «… а также использование религиозных символов в политических мероприятиях и деятельности политических партий».

Изложить в следующей редакции:

«На территории Республики Крым запрещается вмешательство политических партий в деятельность религиозных организаций, а также использование религиозных символов в политических мероприятиях и деятельности политических партий»

 

6. часть 2 статьи 3

«Воспитание и образование детей (до 18-летия) осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания»

Получение паспорта с 14 лет. Общий возраст административной и уголовной ответственности наступает с 16 лет, а в ряде случаев уголовной и с 14, когда несовершеннолетний должен осознавать ответственность за свои поступки. В законопроекте взято за основу наступление совершеннолетия - 18 лет. При этом образование детей в большинстве случаев осуществляют не родители, а государство. Кроме того, не определено точно, какое образование.

Таким образом, можно предложить исключить указание возраста и добавить: «…религиозное образование детей…».

Изложить в следующей редакции:

«Воспитание и религиозное образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания».

Вместе с тем, если оставлять привязку к наступлению определенного возраста ребенка, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным до достижения им 18 – ти лет. При этом статья 61 Семейного кодекса РФ говорит о прекращении родительских прав при вступлении несовершеннолетнего в брак. Таким образом, имеет смысл оговаривать не конкретный возраст, а наступление обстоятельств (приобретение полной дееспособности или достижение совершеннолетия), в связи с которыми родительские права прекращаются.   

 

7. часть 2 статьи 4

«В соответствии с законодательством Российской Федерации педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Полагаем, что к данному Проекту применение понятий «политической агитации», «политических убеждений» и пр. не уместно. Текст данного пункта следует откорректировать с учетом названия закона.

Как вариант, изложить в такой редакции: «В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для распространения религиозного мировоззрения, убеждения в превосходстве определенной религии, агитации отказа от религиозных убеждений в пользу принятия иной религии, для разжигания вражды на религиозной почве, унижения по религиозному признаку и также для побуждения обучающихся к иным действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

 

8. часть 2 статьи 5

«На территории Республики Крым не допускается деятельность незарегистрированных учреждений и религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями».

В такой редакции практически не возможна деятельность незарегистрированных религиозных групп, что допускается Законом РФ. Если речь идет об учреждениях сопутствующих, например, хозяйственных, то ограничиваются возможности религиозных организаций, а допускается только централизованных, т.е. насчитывающих не менее трех местных религиозных организаций в составе. Поэтому, мы считали бы целесообразным данный пункт изложить в следующей редакции:

«На территории Республики Крым не допускается деятельность незарегистрированных учреждений и иных организаций, образуемых религиозными организациями».

Кроме того, учитывая предшествующий опыт, настоящую статью дополнить пунктом:

Часть 3 статьи 5.

«На территории Республики Крым не допускается религиозная проповедническая деятельность миссионеров из числа иностранных граждан, не уполномоченных на то зарегистрированной в Российской Федерации религиозной организацией».

 

9. часть 1 статьи 7

«Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также для религиозного почитания (паломничества). Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания в Республике Крым запрещаются».

Исходя из текста статьи следует, что проведение мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства не допускаются только вблизи объектов, но не на них. Например, на дверях культовых сооружений или на азизах. Поэтому есть смысл после слов «…вблизи объектов» уточнить словами «вблизи и на объектах религиозного почитания».

 

10. статья 8

В связи с тем, что в Крыму многие культовые религиозные объекты являются одновременно памятниками археологии, истории и культуры, причем многие из них не исследованы должным образом до конца, передача их в пользование религиозным организациям осложняет доступ к объектам ученых с целью изучения. Поэтому, мы считали бы целесообразным дополнить статью пунктом:

8.4.

«Религиозные организации, которым переданы в пользование объекты, являющиеся памятниками культурного наследия, обязаны по требованию научного учреждения беспрепятственно предоставлять доступ к объекту научным работникам с целью обследования, а также проведения научно-исследовательских работ».

Рассматривая статью 8 законопроекта следует подчеркнуть, что большую проблему составляет передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Республики Крым. Необходимо учитывать, что Федеральный Закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" можно трактовать достаточно широко. Если для большинства территорий России, где перемещение религиозных и этнических групп являлось достаточно редким явлением и особых проблем с реализацией закона не существует, то для Крыма это сопряжено с целым рядом сложностей. Например:

- ряд культовых объектов поочередно принадлежало различным конфессиям и является спорным их современная принадлежность. Часто здания передавались и перестраивались в разное время православной церковью, католической, армяно-григорианской или армяно-католической, в мечеть и пр.;

- ряд объектов культового назначения (пещерные храмы, монастыри) являются археологическими памятниками, возникшими до раскола и принадлежавшими Константинопольской патриархии, либо открытые в результате археологических исследований;

- отдельные объекты хозяйственной деятельности или социального значения, считаются в конфессиях объектами поклонения. Так, например, в исламе азизами считаются места погребения предков, источники. Причем, говоря о местах погребения предков, надо учитывать, что не всегда удается установить их этническую или конфессиональную принадлежность и более того, часть христианского населения принимало в процессе истории ислам и наоборот. Аналогично с кладбищами караимов и др. Существует в исламе так называемое вакуфное имущество (земля, постройки), которые тоже являются неотделимым, приписанным к мечетям, медресе и пр.

- часть объектов иногда веками не использовалась религиозными организациями и давно превратились в археологические и исторические памятники, входят в музейные и историко-заповедные комплексы (Судакская крепость, Мангуп, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Шулдан, Челтер и др.). Отдельные домашние церкви (мечети, кинассы) также расположены внутри исторических зданий-музеев (например, Ливадийский дворец, Ханский дворец, Чуфут-Кале и др.).

- часть объектов, ранее принадлежавших религиозным организациям, оторваны от культовых зданий и не объединены в единый комплекс или культовые помещения не сохранились.

Таким образом, применение положений Федерального Закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в Крыму может спровоцировать не только проблемы в отношениях между государственными структурами и религиозными организациями, но и вызвать межконфессиональные конфликты.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем целесообразным изучить ситуацию и выступить с инициативой внесения изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

На наш взгляд следует установить, что касаясь возвращения имущества:

- речь может идти об имуществе, которым владела религиозная организация по состоянию на 1 января 1917 года или в отношении депортированных народов данный срок может быть расширен до периода с 1 января 1917 по 18 мая 1944 г.;

- учитывая экспозиционное, историко-культурное значение, среди перечня оснований для отказа в передаче имущества религиозным организациям, должны быть культовые здания, находящиеся на территории исторических, археологических и историко-архитектурных заповедников и музеев, а также памятники археологии;

- уточнить, что к числу передаваемого имущества не могут относиться места захоронений, родники, водоемы и природные объекты, земля, архитектурные сооружения не входящие в компактный комплекс с культовым зданием.

                  

11. статья 9

«Строительство культовых зданий, установка поклонных крестов, религиозных памятных знаков и иных объектов малых архитектурных форм

осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Учитывая, что могут быть установлены не только кресты, но и семисвечники и др. религиозные символы. С учетом этого целесообразно слова «поклонных крестов» либо исключить, т.к. это и есть малые архитектурные формы, либо заменить на: «установка религиозных символов». Кроме этого предлагаем после слов «малых архитектурных форм» дополнить словами: «имеющих признаки религиозной символики»

Помимо того, учитывая густонаселенность Крыма, в ряде случаев компактное проживание населения объединенного по религиозному и этническому признаку, а также учитывая особенности курортной зоны, зон отдыха, пляжей и пр., мы считали бы целесообразным статью 9 дополнить следующим абзацем:

«Органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления при выделении земельных участков под строительство новых культовых сооружений или объектов поклонения, учитывают мнение большинства граждан проживающих на прилегающей территории, а также администрации учреждений и предприятий, связанных с курортно-туристической деятельностью».

 

Таким образом, говоря о представленном к обсуждению Проекте Закона Республики Крым «О свободе совести и религиозных организациях», мы подчеркиваем, что он не сможет разрешить всех проблем государственно-конфессиональных отношений на территории Республики, т.к. действующее федеральное законодательство не позволяет учесть все особенности  многонационального и многоконфессионального региона.

Считаем целесообразным рассмотреть вопрос об усовершенствовании ныне действующих федеральных юридических актов с учетом их применения в Республике Крым и войти с инициативой о внесении дополнений и изменений в Федеральное законодательство.

Если же принятие такого закона на уровне Республики Крым будет признано необходимым, то направить его на дальнейшую доработку авторами.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Государственная поддержка ННО
Мнения
Заявление Региональной болгарской национально-культурной автономии Республики Крым имени Паисия Хилендарского Заявление Региональной болгарской национально-культурной автономии Республики Крым имени Паисия Хилендарского
Иван АБАЖЕР
Болгарская общность Крыма серьезно обеспокоена в связи с осквернением монумента советскому воину-освободителю в Пловдиве и расценивает его как очередную провокацию, цель которой опорочить многовековые братские отношения русского и болгарского народов.
Работать с учетом мнения крымчан и в духе созидательности… Работать с учетом мнения крымчан и в духе созидательности…
Александр СИБИЛЕВ
Когда-то еще во времена античности великий ученый, физик и математик Архимед Сиракузский сказал крылатые слова, которые дошли до наших времен: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».
Все мнения