Версия для слабовидящих

Заключение на проекты федеральных законов № 993419-7 и № 993434-7

06.08.2020

ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проекты федеральных законов № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» и № 993434-7 "О внесении изменений изменения в статью 4 Федерального закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации"

В настоящее время в законодательстве отсутствует четкая система и унификация в регулировании отношений в области государственной молодежной политики, поэтому данный законопроект крайне актуален. 

Федеральный закон «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» пытается получить право на жизнь уже более 10 лет. 

При проведенном сравнительном анализе с предыдущими проектами закона отмечена положительная динамика.

Увеличение возраста молодых людей, относящихся к категории «молодежь» до 35 лет, безусловно, важное и необходимое изменение. Это позволит серьезно увеличить количество получателей мер государственной поддержки в нашей стране. Также в законопроекте предусмотрено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодежным общественным объединениям, может устанавливаться иной максимальный возраст молодых граждан, членов молодых семей и молодежных общественных объединений, что дает «маневренность» вышеуказанным рамкам в отдельных случаях.

Положительным является определение и распределение полномочий в области реализации государственной молодежной политики между федеральными, региональными и местами муниципальными уровнями. Данный пункт позволит выстроить понятную систему реализации государственной молодежной политики, в том числе для самих молодых людей.

Следует отметить, что новый проект Федерального закона частично сохраняет главный недостаток предыдущих проектов, в частности -  декларативный характер его содержания. В небольшом количестве содержатся такие нормоформирующие нормативно-правовые предписания как регулятивные и практически отсутствуют охранительные и защитные предписания. Ярко проявляется декларативный характер проекта в сравнении с Постановлением ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», который должен утратить силу.

Так, Постановлением ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в разделе 2 «Направления реализации государственной молодежной политики» установлены более конкретные и эффективные меры и средства. Например: «использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников; установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других», «предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов; освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления» и т.д.

Таким образом, предлагаемый на замену указанному постановлению законопроект содержит меньше эффективных мер и средств, обеспечивающих поддержку статуса молодого гражданина. 

В законопроекте одним из направлений реализации молодежной политики определяется содействие в решении жилищных проблем молодежи (п. 10 ч. 1 ст. 6 проекта). Не обозначены и конкретные проблемы в данной области, наличие которых однозначно и недвусмысленно показывало бы направление их решения. В то же время в нем не определены формы, способы, механизмы решения жилищных проблем. Тоже касается и задекларированного положения об «поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», «поддержка молодых граждан из числа инвалидов», «предоставление социальных услуг молодежи», «поддержка развития молодежного предпринимательства» (п. 4, 5, 9, 15 ч. 1 ст. 6 проекта) и т.д. Проект не предусматривает каких-либо гарантированных юридических механизмов реализации указанных положений.

На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации происходит бурный процесс создания молодежных консультативно-совещательных структур/объединений, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (молодежные парламенты, правительства, палаты, советы и т.д.). Также активная популяризация и развитие органов молодежного самоуправления (профсоюзные организации, студенческие советы) в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях. В законопроекте данному процессу и отдельным структурам не уделено внимание, отсутствует понятие "орган молодежного самоуправления", статус органа. Отсутствие системного урегулирования указанных пунктов негативно отразится на формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации.

Таким образом, Общественная палата Республики Крым считает необходимым доработать проект федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» с учетом перечисленных предложений.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения