Версия для слабовидящих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект Закона Республики Крым «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях»

05.07.2019

В Общественной палате Республики Крым на заседании комиссии по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов 01 июля 2019 года был рассмотрен проект закона Республики Крым «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (далее – Законопроект). В заседании приняли участие члены Общественной палаты Республики Крым, представители органов государственной власти, научного сообщества, общественности. 

По результатам обсуждения Законопроекта пришли к следующему.

Представленный к обсуждению Законопроект по своему содержанию (около 70%) дублирует положения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, Федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ, «О некоммерческих организациях» от 08.12.1995 № 7-ФЗ.

В то же время нововведения, предложенные в Законопроекте, не соответствуют федеральному законодательству, либо же носят спорный характер.

Как следует из названия Законопроекта, и далее по тексту, Законопроект имеет правовой пробел в виде отсутствия нормативно-правовой регламентации таких видов религиозных объединений как религиозные группы, которые предусмотрены федеральным законом.

В ст.3 «Государство и религиозные организации» Законопроекта, где один из пунктов соответствующей по содержанию ст. 4 Федерального Закона, сокращен. Из него исключен важный пункт в части регулирования государственно-конфессиональных отношений, где на государство возлагается в соответствии с конституционным принципом функция обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Следствием такого исключения стало появление статьи 13 п.3. Законопроекта, в котором сказано, что «Религиозные обряды и церемонии могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территории образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов». Причем Законопроект Республики Крым при этом даже не предусматривает согласия руководства данных учебных заведений на осуществление культовой деятельности религиозных организаций в его стенах. Более того, в федеральном законодательстве нет пункта, допускающего беспрепятственное осуществление культовой практики в зданиях или на территории светских учебных заведений. Таким образом, ст.13 п.3 Законопроекта не соответствует Федеральному Закону.

В этой же ст.3 Законопроекта отмечается, что «Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями.

Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

В результате исключена фраза в аналогичной ст.4 Федерального закона: «…а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

И уж совсем необъяснимо в ст.1, п.6 Законопроекта Республики Крым: «Государство в своей правотворческой деятельности может использовать общечеловеческие ценности, содержащиеся в религиях».

В таком случае надо писать не «в религиях», а религиозных учениях. И уж совсем непонятно, какие особые общечеловеческие ценности могут содержаться в религиозных учениях и как они отличаются от светских, на которые опирается не только Конституция Российской Федерации, но и ряд Международных актов ООН?

Пункт 5 статьи 6 Законопроекта предусматривает, что «в Республике Крым не может быть зарегистрировано более одной централизованной религиозной организации одного и того же вероисповедания». Данное положение ограничивает (по сравнению с федеральным законом) право на создание централизованной религиозной организации и противоречит статьям 28 и 30 Конституции РФ, пунктам 1 и 2 статьи 3 и пунктам 2 и 5 статьи 4 Федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ. Законодательное ограничение относительно создания на территории субъектов РФ только одной централизованной религиозной организации одного вероисповедания ущемляет право граждан на создание религиозных организаций. Кроме того, на территории РК действует несколько централизованных религиозных организаций одного вероисповедания, соответственно объединение их в одну централизованную организацию потребует от государства мер принудительного характера, что также противоречит действующему законодательству.

Дело в том, что понятие вероисповедание достаточно широкое. Например, в настоящее время в Крыму действует несколько православных церквей и соответственно религиозных организаций – Украинская православная церковь (Симферопольская и Крымская епархия, Феодосийская и Джанкойская епископии), Украинская православная церковь КП, Истинно-Православная церковь, Православная старообрядческая церковь. Все они православного вероисповедания. В том же исламе, например, не предусмотрена обязательная централизация религиозных организаций вообще. Поэтому помимо организаций, входящих и подконтрольных Духовному управлению Мусульман РК и г.Севастополя, существует 13 местных автономных организаций, исповедующих тоже ислам суннитского толка ханифитского масхаба, которые могут счесть нужным создать свою собственную централизованную организацию, не зависимую от ДУМК, т.к. учением территориальная централизация не предусмотрена. Еще сложнее ситуация с протестантским направлением. Таким образом, данная статья ограничивает права религиозных организаций определять внутреннюю структуру управления, т.к. согласно ст.4 п.5 Закона РФ религиозная организация «создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

В п. 1 ст.12 Законопроекта указано, что «Религиозные организации по согласованию с централизованной религиозной организацией соответствующего вероисповедания в соответствии с федеральным законодательством вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты…». В то же время аналогичная ст.20 Закона РФ - Международные связи и контакты – не предусматривает какого-либо посредничества или согласования с централизованными религиозными организациями и прописана четко и однозначно: «Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан».

Пункт 1 ст. 9: «Религиозные организации вправе производить, приобретать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения с согласия экспертного совета при централизованной религиозной организации соответствующего вероисповедания». Данное положение законопроекта устанавливает ограничение на право производить, приобретать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, оно создает неполное регулирование в связи с тем, что не определяет правового механизма регулирования для местных религиозных организаций, которые не имеют экспертного совета.

Среди положительных моментов Законопроекта, стоит отметить, положение, которое предусматривает создание Государственного органа по делам религии Республики Крым и его полномочия. 

Считаем целесообразным создать централизованный государственный орган по делам религий и религиозных организаций, на который бы были возложены функции оперативного реагирования и принятия решений, координации деятельности органов власти на региональном уровне, выработки для государственных и местных учреждений профессиональных рекомендаций по гармонизации межрелигиозных, государственно-конфессиональных отношений, а также который мог бы обезопасить верующих от попыток преступного использования религии, включая проникновения в данную сферу групп с террористической составляющей их деятельности. Кроме того, важно объединить в единый орган функции по сбору, систематизации, мониторингу, аналитике материалов и информации в сфере деятельности религиозных организаций и межконфессиональных отношений для предупреждения конфликтов в данной сфере. (На сегодня эти функции разделены, где-то дублируются или разрознены по ведомствам и, в конечном счете, степень ответственности в данной сфере неясна). Этот орган должен иметь полномочия по решению практических вопросов, связанных c регистрацией и перерегистрацией уставов, с имущественными делами религиозных организаций и ряд других вопросов. Создание такого самостоятельного органа в многоконфессиональной Республике Крым является сегодня необходимым.

В то же время, предусмотренное в ст.5 положение нам представляется лишним и не соответствующим функциям госучреждения: «содействует религиозным организациям в установлении деловых связей с иностранными и международными религиозными организациями». Дело в том, что согласно Федерального Закона государство «не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону». Таким образом, о каком содействии государственного органа в «установлении деловых связей» религиозной организации может идти речь?

В качестве предложений для дальнейшей законотворческой работы Государственного Совета Республики Крым, мы видим в решении следующих проблем, которое возможно на уровне внесения дополнений в Федеральное законодательство:

- урегулирование порядка и ограничение передачи археологических, исторических и архитектурных памятников культового назначения религиозным организациям только объектами, которые были изъяты из их собственности в результате атеистической политики периода советской власти либо не используемых на момент передачи государственными и местными органами власти в культурных или хозяйственных целях;

- в случае передачи объектов, представляющих ценность как памятники культурного наследия или памятники природы, обеспечение к ним свободного доступа исследователям и в целом гражданам, не зависимо от вероисповедания. Вопрос о передаче таких объектов должен решаться при условии консультаций и экспертного заключения по правилам эксплуатации специалистами РАН и иных научных учреждений, в зависимости от квалификации объекта;

- урегулирование порядка и правил строительства новых культовых объектов в зависимости от численности религиозных общин и с учетом особенностей курортного строительства, транспортных магистралей, жилых комплексов и этноконфессионального состава местного населения;

- организация научного исследования культовых памятников археологии, истории и архитектуры, их консервации и реставрации с активным привлечением к данному процессу средств государства, но и непосредственного участия в данном процессе религиозных организаций соответствующего вероисповедания. Необходимо создание карты расположения святых мест и Азизов с целью упорядочения их эксплуатации, доступа и, при необходимости, исследования и реставрации.

 

На основании вышеизложенного, Общественная палата Республики Крым считает нецелесообразным принятие проекта закона Республики Крым «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» в предложенной редакции.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения