Версия для слабовидящих

Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества»

05.10.2020

Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» (далее – законопроект), предлагаемого Правительством Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отмечает следующее.

Целью законопроекта является внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, необходимых в связи с принятием федерального закона «О городских агломерациях», а также в целях создания правовых условий для развития межмуниципальных хозяйственных связей.

При этом концептуально такой подход не является приемлемым в связи с тем, что имеется два разных законопроекта (данный и проект федерального закона «О городских агломерациях»), которые друг друга дополняют, но не рассматриваются как единый законопроект, что может привести к существенным нормативно-правовым пробелам в случае непринятия одного из двух указанных законопроектов.

С учетом изложенного, предлагается объединить данный законопроект и проект федерального закона «О государственных агломерациях» в один законопроект. В частности, в рамках проекта федерального закона «О государственных агломерациях» предусмотреть раздел «Заключительные положения», в котором предусмотреть статью 16, содержащую положения о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотренные настоящим законопроектом «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» (в качестве примера можно привести Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ, которым были внесены изменения в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации). 

Кроме того, законопроект имеет следующие недостатки технико-юридического характера.

В соответствии с терминологией используемой законопроектом в пункте 1 предлагаемых изменений структурный элемент статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, который предлагается дополнить, именуется «частью». При этом официальным наименованием структурного элемента статьи Гражданского кодекса Российской Федерации является «пункт». Некорректное использование наименования структурного элемента статьи Гражданского кодекса Российской Федерации может привести к невозможности внесения изменений в данный кодекс.

Предлагаемым законопроектом вносятся изменения в «части 3 статьи 50 после слов «унитарных предприятий»». При этом слов «унитарных предприятий» в пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержится. Данные слова содержатся в пункте 2 указанной статьи.

Законопроектом предлагается параграф 2 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнить подпараграфом 8.1, что является с точки зрения юридической графики нецелесообразным в виду того, что в действующей редакции подпараграф 8 является последним в параграфе 2 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому следует придерживаться последовательной нумерации и дополнить подпараграфом 9.

Законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 106.7 со следующим названием «Порядок учреждения и особенности управления межмуниципального предприятия». Но данное название не совпадает по своей юридико-лингвистической формулировке с иными названиями подобных статей (так, статья 114 называется «Создание унитарного предприятия и его уставный фонд», статья 89 «Создание общества с ограниченной ответственностью и его устав», статья 98 «Создание акционерного общества» и т.д.). Аналогичное замечание относится и к предлагаемой статье 123.3.1 законопроекта.

Законопроект предлагая дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 106.7 со следующим словами «межмуниципальное предприятие учреждается» не придерживается преемственности в части применяемой в Гражданском кодекса Российской Федерации юридическо-лингвистической терминологии. Так, во всех аналогичных нормах, посвященных образованию юридического лица используется термин «создание», а не «учреждение». Аналогичное замечание относится к пункту 2 статьи 123.3.1 законопроекта. 

Законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации пунктом 2 статьи 106.7 следующего содержания: «Межмуниципальное предприятие учреждается на основе межмуниципального соглашения представительными органами соответствующих муниципальных образований». При этом на практике могут возникнуть затруднения с применением данной нормы, т.к. межмуниципальное соглашение как акт создания юридического лица в действующем гражданском законодательстве не предусмотрен. Из-за чего выгнивают вопросы о необходимости принятия иных актов (решений, протоколов), которые будут необходимы для создания межмуниципального предприятия. Кроме того, межмуниципальное соглашение по своему содержанию лишь частично затрагивает создание  межмуниципального предприятия, а основное его назначение это определение совместного решения вопросов местного значения.

Законопроект содержит юридико-лингвистическую неопределенность и непоследовательность. Так, помимо введения нового термина «межмуниципальное предприятие» в предлагаемых дополнениях (пунктах 3, 6, 7 статьи 106.7) используется термин «межмуниципальное корпоративное предприятия». При этом соответствующие термины чередуются при их использовании в тех или иных предложениях, в связи с чем возникает терминологическая неопределенность.

Пунктом 6 статьи 106.7 законопроекта предусмотрено, что: «Учредительным документом межмуниципального предприятия является его устав, утвержденный собранием участников межмуниципального корпоративного предприятия». При этом, неопределенным остается процедура утверждения устава такого предприятия, т.к. пунктом 2 предлагаемой статьи 106.7 устанавливается, что основанием для создания межмуниципального предприятия является межмуниципальное соглашением. Тогда возникает ряд вопросов: должен ли устав быть утвержден (или предусмотрен) межмуниципальным соглашением, в какой форме должно проходить собрание участников межмуниципального предприятия, какой форме принимается решение об утверждении и т.д.?

 Пунктом 7 статьи 106.7 законопроекта предусмотрены сведения о размере уставного фонда межмуниципального предприятия. При этом законопроект не определяет характер и пределы ответственности межмуниципального предприятия по своим обязательствам, что представляет собой нормативно-правовой пробел.

Предлагаемое законопроектом правовое регулирование межмуниципальных предприятий является недостаточным в сравнении с тем, что для регулирования муниципальных унитарных предприятий предусмотрен, помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельный Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В связи с чем возникает вопрос: почему межмуниципальные предприятия находятся вне правового регулирования данного закона и чем они существенно отличаются от унитарных предприятий, кроме того, что создаются несколькими муниципальными образованиями?

Законопроектом предлагается дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации пунктом 3 статьи 123.3.1 с формулировкой, которая может ввести в заблуждение, т.к. с точки зрения правил русского языка является некорректной, двусмысленной.

Предлагаемое законопроектом положение о том, что устав межмуниципальной компании должен содержать сведения о его фирменном наименовании (пункт 7 статьи 123.3.1 законопроекта) противоречит статье 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой фирменное наименование может иметь  юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. 

Предлагаемым законопроектом (учитывая, что межмуниципальная компания является некоммерческой организацией) не определен вопрос о внесении изменений в  Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Также следует обратить внимание на то, что в действующей редакции Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает такие межмуниципальные организационно-правовые формы как межмуниципальные хозяйственные общества в форме непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Предлагаемый законопроект не предусматривает исключение из указанного Федерального закона «неэффективных» организационно-правовых форм, а лишь вводит новые. В связи с чем возникает вопрос о возможности усовершенствования уже предусмотренных организационно-правовых форм вместо введения новых. 

С учетом вышеизложенного Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов не поддерживает необходимость внесения данного законопроекта в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации в предложенной редакции.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения