Заключение на проект федерального закона «О городских агломерациях»

05.10.2020

Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрел проект федерального закона «О городских агломерациях» (далее – законопроект), предлагаемого Минэкономразвития Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отмечает следующее.

Согласно пояснительной записки целью законопроекта является создание правовых и экономических условий для развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества. 

Вместе с тем, законопроект не предусматривает экономических условий развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества, т.к. не предусматривает каких-либо минимальных и/или максимальных показателей финансовых, кредитных, хозяйственных, а также иных материальных и кадровых средств развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества. В связи с чем экономические гарантии должны быть закреплены в данном законопроекте либо упоминание о них в пояснительной записке должно быть исключено, в виду того, что предлагаемая концепция будущего закона будет не совпадать с его содержанием.

Кроме того, отдельные положения законопроекта нуждаются в определенных изменениях и дополнениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является демократическим государством, что в свою очередь обуславливает при принятии нормативных правовых актов, закрепляемые в них юридические механизмы и процедуры должны предусматривать разные формы проявления демократии. При этом ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации установлено, что народ осуществляет власть не только через представительные органы, но и непосредственно. Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которое дополняется ст. 22 данного Федерального закона, гарантирующей возможность местного населения непосредственно решать вопросы местного значения путем проведения местного референдума.

С учетом изложенного, следует обратить внимание, что законопроект не предусматривает гарантий, обеспечивающих полноценное действие принципа демократизма, а именно: не обеспечивает участие местного населения, путем непосредственного волеизъявления, в решении вопросов образования и функционирования городских агломераций. В свою очередь этот пробел в нормативно-правовом регулировании предлагаемого законопроекта может привести к тому, что не будут учтены и приняты во внимание потребности и интересы местного населения.

Поэтому предлагается в законопроекте предусмотреть следующие гарантии непосредственной демократии.

В ч. 5 ст. 3 законопроекта внести изменения, дополнив ее после слов «органов местного самоуправления» текстом следующего содержания: «или по результатам местного референдума об отнесении территории муниципального образования к городской агломерации и включение указанной территории в перечень городских агломераций».

В первое предложение ч. 6 ст. 3 законопроекта внести изменения, дополнив его после слов «органов местного самоуправления»   словами «местного референдума».

Часть 7 ст. 3 законопроекта дополнить после второго предложения следующим текстом: «В случае, если выдвижение инициативы по отнесению территорий к городским агломерациям осуществляется по результатам местного референдума, направление указанной инициативы в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется местной администрацией. 

Часть 10 ст. 3 законопроекта дополнить после слов «к городским агломерациям,» текстом следующего содержания: «за исключением порядка и процедуры выдвижения инициативы об отнесении территорий к городским агломерациям, принятия решений об инициативе  по отнесению территорий муниципальных образований к городским агломерациям на местном референдуме,».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций. 

Поэтому для обеспечения реализации институций гражданского общества и воплощения в жизнь права граждан Российской Федерации на участие в осуществлении общественного контроля (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации») является целесообразным включить в состав координационного совета, предусмотренного ч. 2 ст. 10 законопроекта, членов общественных палат (советов) муниципальных образований. В связи с чем дополнить ч. 4 ст. 10 законопроекта, пунктом 4) следующего содержания: «председателем общественной палаты (совета) муниципального образования на основании решения общественной палаты (совета) муниципального образования, принятого большинством ее членов».

В ч. 5 ст. 11 законопроекта внести изменения дополнил после слов «органов муниципальных образований» словами «и общественных палат (советов) муниципальных образований,».

В ч. 2 ст. 12 законопроекта внести изменения дополнил после слов «органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,» словами «общественной палаты субъекта Российской Федерации». Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные палаты субъектов Российской Федерации относятся к субъектам общественного контроля. Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан.

Кроме того, в законопроекте имеются положения, которые в соответствии п/п в) п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96, следует рассматривать как коррупциогенный фактор, а именно – юридико-лингвистическая неопределенность.

Так, ст. 8 законопроекта определяет, что подготовка и заключение межмуниципальных соглашений о совместном решении вопросов местного значения на территории городской агломерации устанавливаются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В тоже время данный Федеральный закон не предусматривает такого термина как «межмуниципальное соглашение», в связи с чем не содержит специального регулирования подготовки и заключения именно межмуниципального соглашения. А предлагаемый законопроект не предусматривает внесения изменений в указанный Федеральный закон относительно урегулирования вопросов подготовки и заключения межмуниципальных соглашений.

Статья 9 законопроекта устанавливает, что вопросы учреждения и управления деятельностью межмуниципальных предприятий и компаний регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако, Гражданский кодекс Российской Федерации, как и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в настоящий момент не предусматривает таких организационно-правовых форм как межмуниципальные предприятия и компании, в силу чего такая бланкетная норма является безосновательно и создающей правовую неопределенность.

При этом предлагаемый законопроект не предусматривает внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относительно урегулирования вопросов учреждения и управления деятельностью межмуниципальных предприятий и компаний. 

В действующей редакции Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает такие межмуниципальные организационно-правовые формы как межмуниципальные хозяйственные общества в форме непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому законопроект должен предусматривать возможность создания таких юридических лиц, организационно-правовые формы которых определены действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов поддерживает необходимость внесения данного законопроекта в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации с учетом высказанных замечаний.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Открыта «горячая линия» Мониторинговой группы по контролю за соблюдением прав  человека нынешней властью Украины по отношению к гражданам  Российской Федерации, проживающим в Крыму

Государственная поддержка ННО
Мнения
Во благо народа России… Во благо народа России…
Александр СИБИЛЕВ
Послание Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 15 января 2020 года имеет большое историческое, политическое и социальное значение для нашей страны. 
И вновь о «сне разума» И вновь о «сне разума»
Александр РУДЯКОВ.
Недавно заходил на сайт Общественной палаты Крыма. Делаю это регулярно, ведь новости там обновляются едва ли не ежечасно.
Все мнения