Версия для слабовидящих

Заключение Общественной палаты Республики Крым по результатам рассмотрения законопроекта № 949326-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека

23.01.2017

Руководителям общественных палат

субъектов Российской Федерации

  

Уважаемые коллеги!

25 января 2016 года в Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) состоялась общественная экспертиза в формате «нулевого чтения» проекта федерального закона № 949326-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» (далее – законопроект). По итогам общественной экспертизы подготовлено и направлено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации заключение Общественной палаты.

Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – автор поправок) подготовлены и представлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения поправки к законопроекту в форме таблицы поправок (приложение 1).

Автором поправок предлагается внести изменения в порядок образования общественных наблюдательных комиссий (далее – ОНК), наделив наряду с органами Общественной палаты (полномочия которых определены в статьях 10 – 14 Федерального закона от 10 июня 2008 года
№ 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее ­– Федеральный закон № 76-ФЗ) в действующей редакции) правом участия на всех стадиях указанного процесса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее – Уполномоченный по правам человека) и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет по правам человека).

В частности, относительно порядка образования ОНК предлагаются следующие поправки:

– лишение Совета Общественной палаты полномочий по установлению для каждого субъекта Российской Федерации численности ОНК и об изменении численности ОНК после образования ОНК (часть 1 статьи 7 Федерального закона № 76-ФЗ)

– наделение Совета по правам человека и Уполномоченного по правам человека правом направления в Совет Общественной палаты рекомендаций по кандидатурам в состав ОНК наряду с предусмотренными в законопроекте общественными палатами субъектов Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона № 76-ФЗ);

– изменение перечня субъектов, имеющих право на выдвижение кандидатур в состав ОНК, – таким правом наделяются общероссийская, межрегиональная, региональная или местная некоммерческая организация, российское отделение международной некоммерческой организации, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее двух лет со дня ее создания, а действующие на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополь – не менее 1 года со дня ее создания. Согласно действующей редакции части 2 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ правом выдвижения кандидатур в состав ОНК обладают общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания. Также, соответственно, в зависимости от иерархии некоммерческих организаций предлагается изменить количество кандидатур, которые могут выдвинуть их руководящие коллегиальные органы;

– изменение ряда сроков, предусмотренных для принятия решений в процессе образования ОНК (срок размещения в СМИ секретарем Общественной палаты уведомления о начале процедуры выдвижения кандидатур, срок для представления уполномоченными органами сообщения о результатах проверки в случае запроса секретаря Общественной палаты, срок принятия решения о назначении члена ОНК либо об отклонении предложений кандидатуры и др.);

– наделения представителей Уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека правом участия совместно с Советом Общественной палаты в рассмотрении заявлений и иных материалов кандидатов члены ОНК и принятии решения о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры;

– наделения Совета по правам человека, Уполномоченного по правам человека, Общественной палаты субъекта Российской Федерации или Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации правом обращения в Совет Общественной палаты об отклонении рекомендованной кандидатуры в случае несогласия с принятым решением Совета Общественной палаты. Соответствующее обращение должно быть рассмотрено Советом Общественной палаты в течение 10 дней с участием представителей Уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека;

– наделения Совета по правам человека, Уполномоченного по правам человека, самой ОНК правом направления секретарю Общественной палаты предложения о продолжении процедуры образования ОНК (донаборе). Согласно предлагаемым поправкам секретарь Общественной палаты должен объявить о начале процедуры дополнительного выдвижения кандидатур в состав ОНК в случае поступления указанных предложений. Основанием для начала указанной процедуры автором поправок также предлагается определить случаи, если ОНК не сформирована в правомочном составе;

– установление требования о размещении на официальном сайте Общественной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» кратких сведений о кандидатах в состав ОНК с указанием, соответствуют ли представленные документы требованиям Федерального закона № 76-ФЗ; результатов рассмотрения заявлений о выдвижении кандидатур в состав ОНК.

Кроме того, автором поправок предлагаются следующие уточнения в статью 2 законопроекта, предусматривающую внесение изменений в Федеральный закон № 76-ФЗ:

– расширение перечня мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК для содействия содержащимся в них лицам, причислив к ним также конвойные помещения судов, военные комендатуры, транспортные средства перевозки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на их остановках, служебные помещения органов внутренних дел, в которых содержатся доставленные лица, исправительные центры для отбытия наказания в виде принудительных работ (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 76-ФЗ);

– дополнение перечня лиц, находящихся в местах принудительного содержания; лицами, содержащимися в конвойных помещениях судов; лицами, содержащимися в военных комендатурах; лицами, доставляемыми специальным автотранспортом либо доставленными в служебные помещения органов внутренних дел; лицами, отбывающими наказание в виде принудительных работ.

Также законопроектом предлагается дополнить перечни форм деятельности ОНК и прав членов ОНК.

Просим Вас принять участие в рассмотрении таблицы поправок и выразить Ваше мнение по предлагаемым поправкам, в том числе в контексте нижеуказанных вопросов:

  1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость изменения порядка образования ОНК, предусмотренного Федеральным законом № 76-ФЗ.

2.1. Если Вы считаете, что такая необходимость существует, пожалуйста, аргументируйте свою точку зрения.

2.2. Если Вы считаете, что изменение порядка образования ОНК не требуется, приведите, пожалуйста, обоснование своей позиции.

  1. На Ваш взгляд, оправданно ли предлагаемое в таблице поправок наделения наряду с органами Общественной палаты правом участия в образовании ОНК Уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека.

2.1. Если Вы считаете, что такая поправка оправданна, пожалуйста, аргументируйте свою точку зрения.

2.2. Если Вы считаете, что предлагаемая поправка неоправданна, приведите, пожалуйста, обоснование своей позиции.

  1. На Ваш взгляд, оправданно ли предлагаемое поправками лишение Совета Общественной палаты полномочий по установлению для каждого субъекта Российской Федерации численности ОНК и об изменении численности ОНК после образования ОНК.
  2. Считаете ли Вы оправданным и необходимым предлагаемое автором поправок наделение Совета по правам человека, Уполномоченного по правам человека, самой общественной наблюдательной комиссии правом направления секретарю Общественной палаты предложений о продолжении процедуры образования ОНК (донаборе).

4.1. Если Вы считаете, что такая поправка оправданна и необходима, пожалуйста, аргументируйте свою точку зрения.

4.2. Если Вы считаете, что предлагаемая поправка неоправданна, приведите, пожалуйста, обоснование своей позиции.

  1. Считаете ли Вы оправданным и целесообразным наделение общероссийской, межрегиональной, региональной или местной некоммерческой организации, российского отделения международной некоммерческой организации, имеющих государственную регистрацию, осуществляющих свою деятельность не менее двух лет со дня их создания, правом выдвижения кандидатур в состав ОНК.

5.1. Если Вы считаете, что такая поправка оправданна и целесообразна, пожалуйста, аргументируйте свою точку зрения.

5.2. Если Вы считаете, что предлагаемое в таблице поправок наделение указанных организаций правом выдвижения кандидатур в состав ОНК неоправданно и нецелесообразно, приведите, пожалуйста, обоснование своей позиции.

  1. Оцените, пожалуйста, преимущества и риски, связанные с наделением Уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека правом участия на всех стадиях процесса образования ОНК и наделения полномочиями членов ОНК.
  2. Считаете ли Вы целесообразным включение граждан в круг лиц, имеющих право на участие в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе (поправки в часть 1 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ).
  3. Согласны ли Вы с предлагаемым расширением перечня мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК для содействия содержащимся в них лицам, и перечня лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
  4. Соответствует ли принципам законодательства о защите персональных данных предлагаемое в таблице поправок требование о размещении на официальном сайте Общественной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» кратких сведений о кандидатах в состав ОНК, также результатов рассмотрения заявлений о выдвижении кандидатур в состав ОНК.
  5. Оцените, пожалуйста, поправки, касающиеся регламентации осуществления членами ОНК кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также аудиозаписи в местах содержания под стражей.
  6. Согласны ли Вы с исключением в таблице поправок пункта 6 статьи 2 законопроекта, предусматривающим изменения в часть 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ, согласно которым полномочия члена ОНК прекращаются по решению совета Общественной палаты, принятому по результатам рассмотрения обращения общественного совета при федеральном органе исполнительной власти по вопросу прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии, допустившего нарушение законодательства Российской Федерации при посещении места принудительного содержания.
  7. На Ваш взгляд, существует ли необходимость внедрения дополнительных, неурегулированных положениями законопроекта, правовых мер, направленных на развитие правоотношений в сфере общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Если такая необходимость существует, пожалуйста, раскройте суть предлагаемых Вами дополнительных правовых мер.

  1. Имеются ли противоречия в поправках, предлагаемых автором. Не противоречат ли поправки иным нормативным правовым актам.
  2. Охарактеризуйте, пожалуйста, качество проработки поправок.

14.1. Имеются ли в редакции законопроекта, предлагаемой в таблице поправок, правовые пробелы, т.е. вопросы, понятия и процедуры, требующие урегулирования, но не получившие своего отражения в законопроекте.

Если Вы считаете, что редакция законопроекта, предлагаемая в таблице поправок, содержит правовые пробелы, пожалуйста, укажите, какие именно.

14.2. Все ли введенные понятия и процедуры четко определены.

14.3. Является ли представленная в таблице поправок редакция законопроекта достаточной для регулирования соответствующих правоотношений.

14.4. Не повлечет ли принятие законопроекта в представленной в таблице поправок возникновение правовых пробелов и коллизий в регулировании соответствующих правоотношений.

  1. Содержатся ли в законопроекте представленной в таблице поправок редакции коррупциогенные факторы.

Если Вы считаете, что законопроект содержит коррупциогенные факторы, пожалуйста, укажите, какие именно.

 

Также просим Вас направить иные предложения и замечания к редакции законопроекта, приведенной в таблице поправок, не охваченные предлагаемыми выше вопросами.

Указанную таблицу поправок просим рассматривать во взаимосвязи со Сравнительной таблицей изменений в Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», предлагаемых Советом по правам человека (приложение 2).

Просим Вас направить свои ответы до 20 января 2016 года на электронную почту [email protected].

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

 

Приложение: 1. Таблица поправок Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека к законопроекту № 949326-6 на 16 л. в 1 экз.

  1. Сравнительная таблица изменений в Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», предлагаемых Советом по правам человека на 29 л. в 1 экз.

Руководитель                                                                                          Я.В. Семенов

 

 

В Общественной палате Республики Крым (далее - ОП РК)  был рассмотрен законопроект № 949326-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания».

Предлагаем Вашему вниманию заключение ОП РК в соответствии с предложенной анкетой.

 

  1. На Ваш взгляд существует ли необходимость изменения порядка образования ОНК, предусмотренного Федеральным законом №76.

Считаем, что существует необходимость изменения порядка образования ОНК.

Прежде всего, необходимо отметить, что в Республике Крым на данный момент ОНК не сформирована. Поэтому считаем предлагаемые изменения о сокращении срока деятельности некоммерческих организаций, имеющих право на выдвижение кандидатов в члены ОНК, своевременными и целесообразными.

Что касается участия общественных палат субъектов Российской Федерации в процессе формирования ОНК, считаем, что данный вопрос не урегулирован в полной мере. Так, предлагаемый Законопроект предусматривает лишь право общественных палат и уполномоченных по правам человека субъектов РФ отклонить предлагаемую кандидатуру в случае несогласия. Полагаем, что общественные палаты и уполномоченные по правам человека субъектов РФ должны быть наделены правом предварительного рассмотрения документов кандидатур от региональных и местных некоммерческих организаций, а также кандидатов структурных подразделений общероссийских и межрегиональных некоммерческих организаций, поскольку могут владеть большим объемом информации в отношении деятельности (репутации) той или иной некоммерческой организации (того или иного кандидата).   

 

  1. На Ваш взгляд оправдано ли предлагаемое в таблице поправок наделение наряду с органами Общественной палаты Российской Федерации (далее – Общественная палата) правом участия в образовании ОНК Уполномоченного по правам человека Российской Федерации (далее – Уполномоченный по правам человека) и Совета по правам человека.
  2. Оцените, пожалуйста, преимущества и риски, связанные с наделением Уполномоченного по правам человека и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет по правам человека) правом участия на всех стадиях процесса образования ОНК и наделения полномочиями членов ОНК.

По нашему мнению участие в образовании ОНК Уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека являются необходимыми. Преимущества указанных институтов очевидны и вытекают из полномочий, возложенных на Уполномоченного по правам человека законом, а предпосылки для участия в данном процессе Совета по правам человека вытекают из задач, возложенных на Совет Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2011 г. N 120, среди которых содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

  1. Считаете ли Вы оправданным и необходимым предлагаемое автором поправок наделение Совета по правам человека, Уполномоченного по правам человека, самой общественной наблюдательной комиссии правом направления секретарю Общественной палаты предложений о продолжении процедуры образования ОНК (донаборе).

Такое право должно быть предусмотрено, по нашему мнению, за самой ОНК, т.к. члены ОНК непосредственно выполняя свои обязанности, могут прийти к выводам необходимы ли ОНК «дополнительные» члены или в этом нет необходимости.

  1. Считаете ли Вы оправданным и целесообразным наделение общероссийской, межрегиональной, региональной или местной некоммерческой организации, российского отделения международной некоммерческой организации, имеющих государственную регистрацию, осуществляющих свою деятельность не менее двух лет со дня их создания, правом выдвижения кандидатур в состав ОНК.

Сокращение срока деятельности, дающего права некоммерческим организациям претендовать на выдвижение в члены ОНК считаем необходимым с позиции того, что в Республике Крым до сих пор не сформирована ОНК. Причиной этому является требование о 5-летнем сроке деятельности некоммерческих организаций, имеющих право на выдвижение кандидатов в члены ОНК.

  1. Согласны ли Вы с предлагаемым расширением перечня мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК для содействия содержащимся в них лицам, и перечня ли, находящихся в местах принудительного содержания.

Данная поправка может быть поддержана исходя из принципа равенства прав граждан. Граждане, которые содержаться не только в СИЗО или учреждениях исполнения наказания, но и в других местах временного содержания также имеют право на то, чтобы за условиями их содержания осуществлялся общественный контроль.

  1. Соответствует ли принципам законодательства о защите персональных данных предлагаемое в таблице поправок требование о размещении на официальном сайте Общественной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» кратких сведений о кандидатах в состав ОНК, также результатов рассмотрения заявлений о выдвижении кандидатур в состав ОНК.

Следует отметить, что обработка персональных данных это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ).

Таким образом, при наличии заявления кандидата в ОНК о согласии на обработку персональных данных, информация о нем может быть размещена для ознакомления заинтересованным лицам. 

  1. Оцените поправки, касающиеся регламентации осуществления членами ОНК кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также аудиозаписи в местах содержания под стражей.

Полагаем данные поправки требуют доработки. С одной стороны, считаем необходимым наделить членов ОНК указанными правами по следующим причинам: во-первых, это является фиксированным подтверждением полученной информации членами ОНК, во-вторых, может являться сдерживающим фактором в незаконных действиях со стороны сотрудников мест принудительного содержания. Однако в законопроекте не предусмотрен порядок учета, хранения, уничтожения, использования и распространения данной информации. Такой пробел в законодательстве может отрицательно сказаться, как на правах самих лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, так и работе соответствующих учреждений.

  1. Согласны ли Вы с исключением в таблице поправок пункта 6 статьи 2 законопроекта, предусматривающим изменения в часть 1 статьи 14 ФЗ №76, согласно которым полномочия члена ОНК прекращаются по решению совета Общественной палаты, принятому по результатам рассмотрения обращения общественного совета при федеральном органе исполнительной власти по вопросу прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии, допустившего нарушение законодательства Российской Федерации при посещении места принудительного содержания.

Исключение предусмотренной поправки является оправданным, в связи с тем, что подобное основание лишения членства в ОНК может служить давлением за активную деятельность члена ОНК.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
Общественная палата Крыма подаёт в суд иск об «энергоблокаде»
29 марта (в пятницу) в 12:00 состоится подача искового заявления в Верховный суд Республики Крым в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, о признании права на компенсацию морального вреда в результате «энергетической блокады» со стороны Украины.
Все анонсы
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация